Сегодня учитель-логопед Закриева Зарема с педагогами детского сада №2 "Солнышко" провела мастер – класс. Тема: «Секреты учителя-логопеда, в индивидуальной работе по постановке и автома
26.02.2016Уважаемые участники!
Сегодня я проведу с Вами небольшой логопедический мастер – класс.Я продемонстрирую вам комплекс упражнений по индивидуальной работе в постановке и автоматизации звуков. Основу предлагаемой системы составляют формы и приемы работы с использованием авторских дидактических игр и пособий.
Всем нам хорошо известно, что недостатки легче предупредить, чем искоренить.
Цитата: Без речи нет ни сознания, ни самосознания
(Лев Семёнович Выготский)
Девиз: Послушай - и ты узнаешь, посмотри – и ты поймёшь,
сделай - и ты научишься, сделай лучше нас!
Оборудование:
Индивидуальные зеркала Ватные диски. Ватные палочки. Напальчник. Коктельные трубочки. Стаканчики с крышкой, Воздушные шары. Бабочка из папирусной бумаги. Вертушка. Массажный мяч с шипами «Ёжик». Прищепки.
Программа:
1. Обобщение педагогического опыта по теме.
2. Упражнения для постановки и автоматизации звуков.
3. Рефлексия опыта:
Б) что взял полезного (интересного).
В) чем запомнился мастер-класс.
Цель:Предоставление обобщения, систематизации и распространение личного педагогического опыта широкой аудитории педагогов дошкольного образования.
Задачи:
Создание условий для профессионального развития педагога, в ходе которого приобретается опыт по формированию речевых упражнений для нормального речевого развития детей старшего дошкольного возраста. Формирование индивидуального стиля творческой педагогической деятельности в процессе инновационной работы.
В последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития. Цепочка неблагоприятных факторов приводит к тому, что уже в средней группе детского сада мы обнаруживаем до 60% воспитанников, имеющих нарушения речевого развития.
Важнейшим показателем подготовленности детей к обучению в школе является их уровень речевого развития. Ведь все-таки сначала ребенок осваивает звуковую речь. Исправить недостатки звукопроизношения в более старшем возрасте, значительно труднее, чем предупредить их на ранних стадиях развития ребенка.
Работа по звуковой культуре речи включает в себя следующие разделы:
развитие движений артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика); последовательная работа над коррекцией проблемных звуков. профилактика речевых нарушений.
Работая логопедом в массовом дошкольном учреждении хочется отметить сложности, с которыми сталкиваюсь ежедневно. В первую очередь, это то, что логопед на логопункте встраивается в общеобразовательный процесс, а не идет с ним параллельно, как это принято в речевых садах.
Работа логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп, строится с учетом внутреннего расписания ДОУ. Занятия кратковременные (15-20минут), краткосрочные (2-3 раза в неделю) и рассчитаны на 6 месячный или 12 месячный срок обучения. Логопед вынужден включаться в процесс обучения в тот день, когда ребенок посещает его занятия. Сами дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети логопедического сада. Таким образом, в моей работе возникла необходимость тесного взаимодействия и взаимопомощи между логопедом и воспитателями, логопедом и родителями.И те и другие лишены специализированного коррекционного часа для работы с детьми-логопатами.
Для этого мною был разработан определённый комплекс мастер – классов для педагогов и родителей, который называется «Уроки домашней логопедии». Сегодня мы с Вами познакомимся с одной из основных тем комплекса мастер – классов, это «Секреты в работе учителя-логопеда по постановке и автоматизации звуков».
Как же объяснить доступным языком родителям, что такое речь?
(Строим дом)
А сейчас перейдем к разделам, по которым ведётся работа по постановке звуков:
Работа по развитию артикуляционного аппарата
Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.
Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.
Можно придумывать сказочные истории, которые помогут детям справиться с некоторыми речевыми трудностями. Обыгрывая их вместе с детьми, мы видим, что постановка звуков проходит быстрее, а дети проявляют живой интерес даже при выполнении очень трудных артикуляционных упражнений.
Работа над общей и мелкой моторикой
У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются недостатки в общей моторике. Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому развитие мелкой моторики должно занять прочное место в занятиях с ребенком. У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие - может развиться дисграфия (нарушение письма). Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
Развитие правильного речевого дыхания
Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.
С детьми ежедневно проводятся упражнения для развития речевого дыхания.
Развитие фонематического слуха
Умение сосредотачиваться на звуке –мы развиваем слуховое внимание.
Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить. Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать.
Проведённая совместная работа с воспитателями и родителями, показывает, что тесное сотрудничество в условиях ограниченного воздействия и использование логопедических приёмов, помогает в скорейшем решении задач коррекционного воздействия.
Таким образом, повышается эффективность работы учителя - логопеда, уменьшается процент детей с дефектами речи к поступлению в школу, увеличивается процент детей, выпущенных с грамотной речью и правильным произношением.
Итак, главный орган артикуляционного аппарата – ЯЗЫК!
Практическая часть
А теперь, я предлагаю вам побывать на таких логопедических занятиях и поучаствовать в них вместе со мной
Практическую часть своего мастер – класса, я всегда начинаю с таких слов:
«Радоваться даже маленьким достижениям, стремиться к совершенству, так как у него нет предела!"
1 этап в постановке звуков –
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Начнем мы с Вами с выполнения артикуляционной гимнастики. Сделаем мы ее для чего? Для того чтоб вы почувствовали, что такое лицевые мышцы, и что они у вас действительно есть. Всего как говорят косметологи у нас более 200 лицевых мышц. Девушки не бойтесь гримасничать, потому что гримаса застывшая создаёт морщины, а артикуляционная гимнастика, которая постоянно меняет лицо, только накачивает мышцы, и практически все логопеда долго сохраняют прекрасный овал лица. В реальной жизни мы с вами делаем несколько действий за время разговора: мы говорим и смотрим, говорим и слушаем. А иногда и вводить звук в речь нужно делать ни одно, ни два, а несколько действий. Таким образом, мы с Вами будем говорить, и выполнять действие с помощью наших помощников: у меня ротовая полость, у участников –Театр Язычка.
Вытягиваем и растягиваем максимально губы вперед, при этом проговариваем: ПОНЯТНЕНЬКО – и так 8 раз. Ползет мышкапо стене: ПИ-ПИ-ПИ --------ЭЭЭЭЭ. Максимально вытягиваем губы вперед произносим УУУУ, и максимально растягивая обнажая губы произносим ЭЭЭЭ. Выполним упражнение «Футбол». Языком по очереди упираемся то в одну сторону щеки, то в другую, буквально распирая щеку. Действие сопровождаем голосом, похожим на звук У. Не забываем что при выполнении этого упражнения у нас острый язык, твёрдый кончик. И так 8 раз. Говорят, что есть ген сворачивания языка трубочкой. Давайте мы с вами свернем язычок трубочкой и подуем на кончик язычка. Если же у вас трубочка не получается делаем вот такую «чашечку». Упражнение «Часики». Дотрагиваемся языком до левого угла рта, и зафиксировать данное положение. То же самое с правым уголком рта. Упражнение «Грибок». Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 8. Упражнение «Вкусное варенье». Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, а затем нижнюю. Упражнение «Лошадка». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу и со щелчком оторвать. Следите, чтобы нижняя челюсть при выполнении этого упражнения не двигалась. Упражнение «Барабан». Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о нёбо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук Д-Д-Д. Сначала звук произносится медленно, затем темп ускоряется. Следите чтобы звук Д произносился очень твёрдо.
А теперь скажите, какие у вас ощущение? Чувствуется прилив крови? Покалывание? Это хорошо, мы заставили все наши 200 лицевых мышц работать!
Не переживайте у кого не совсем получается, через какое то время это получается у всех!!!
Групповые занятия помогают детям адаптироваться, индивидуальные же поставить звук. Есть такие случаи, когда ребенку невозможно поставить шипящие звуки и звук Р, это происходит из – за укороченной подъязычной уздечки, тогда я направляю таких детей к ортодонту.
2 этап –
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
Упражнения для речевого дыхания
Воздух набирать через нос (плечи не поднимать, выдох должен быть длительным и плавным,необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
2. Сдуть бабочку с кончика носа.
Буря в стакане.Берем два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один наливаем много воды, почти до краев, а в другой наливаем чуть-чуть. Предлагаем ребенку поиграть в "бурю в стакане" с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. Задача ребенка так играть, чтобы не пролить воду. Надуем шарик, не раздувая щеки.
3 этап -
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Массажный мяч. Прищепки.
5 этап -
ПОСТАНОВКА ЗВУКА[Р]
Мы с вами выполнили артикуляционную гимнастику, поработали над мелкой моторикой, а теперь пора перейти к постановке звука. В данном случае будем ставить звук [Р]. Для правильного произношения звука Р необходимо заставить наш кончик язычка задрожать. Вот как раз здесь нам потребуется еще раз вспомнить упражнение «Барабанщик».
(показываю на 1 человеке используя логопедический зонд, остальные пробую сделать тоже самое, только самостоятельно используя свой палец и напальчник).
Отрабатываем звук Р изолированно и в слогах.
«Ребро – кулак – ладонь – хлопок»
Сейчас мы с вами сделаем вот такое движение: ребро – кулак – ладонь – хлопок (показываю). И сейчас вы поймете этапы роста введения звука в речь. Все движения делаем вместе.
ребро – кулак – ладонь – хлопок;
2. р – р – р – р;
ра – ра – ра – ра;
ро – ро – ро – ро;
ру – ру – ру – ру;
ры – ры – ры – ры.
ра – ро – ру–ры
Отлично, молодцы! Трудно? Трудно.
4 этап –
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
Услышишь – хлопни
Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытими глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши.(Ребёнок не видит вашу артикуляции).
И закончить свой мастер – класс мне хотелось бы стихотворением, которое характеризует меня как учителя – логопеда:
Терпение и творчество,
Упорство и победа -
Вот главные этапы
В работе логопеда.
Все Нади, Вани, Вити
Должны заговорить,
И от тебя зависит -
Быть им или не быть.
Душа болит за каждого.
Всем хочется помочь.
Не раз вопрос: «Что делать?»
Преследовал всю ночь.
Идешь порою с сумками,
А язычок «грибком»,
Или «лошадкой» цокает,
Иль губы «хоботком».
Вдруг затрещишь «моторчиком»
Раз несколько подряд
И ловишь настороженный
Идущих мимо взгляд.
Так день за днем –
То вниз, то вверх
Летает язычок,
Работать так настойчиво
Из вас не каждый б смог.
И… появились звуки
А вслед возможно слоги,
А там уже слова пошли
По правильной дороге.
При самой первой встрече
Мы часто слышим: «Датте»,
А на прощанье четкое:
«Здоровья вам и счастья!»
И я без ложной скромности
Признаться не стыжусь,
Что я своей профессией
Действительно горжусь!
На этом мой мастер – класс окончен, большое спасибо всем за помощь и внимание!