Семинар практикум педагога-психолога

13.11.2015

Семинар практикум «Психологическая консультация. Построение воспитательно-образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. Репрезентативная система.»

 

 

 1.Вступительное слово руководителя метод-объединения коррекционного профиля Ильясовой Зулай И.

Де дика хуьлда шу!Здравствуйте уважаемые коллеги!Я рада приветствовать вас в полном составе. На нашей встрече присутствуют главный специалист Управления дошкольного образования Абдрахманова  Жарадат Минкаиловна, руководители дошкольных учреждений, педагоги-психологи и воспитатели.

Объединяет нас одна цель- воспитание личности.Во Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны основные принципы дошкольного образования, одним из которых является построение воспитательно-образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. Реализация данного  принципа возможна  с учетом типа  репрезентативной системы, о чем мы и поговорим сегодня.

Мы предлагаем вашему вниманию материал для проведения группового краткосрочного  психологического консультирования в форме лекции с элементами практической деятельности .Данное мероприятие проводится в рамках повышения профессиональной компетентности педагогов.

Репрезентативная система- это каналы получения и обработки информации из окружающего мира.Все дети разные, поэтому и воспринимают окружающий мир по-своему: один ребенок с интересом прислушивается к звукам, другому необходимо все потрогать руками, а третий подолгу рассматривает новые рисунки и необычные предметы.

2.Обо всем этом более подробна вам расскажет педагог-психолог  детского сада «Шовда» Гачаева Таус.

Материал прилагается. 

3.Педагог-психолог  Асхабова Анжелика Ш. предлагает к вашему вниманию фрагмент практической деятельности.      

Здравствуйте, ребята!

Анжела:-Ребята, какое сейчас время года?

Дети:-Осень.

Анжела:- А какие признаки осени вы знаете?

Дети:-листья падают, -трава желтеет.-дует, холодный ветер

Анжела:- Правильно ребята! Молодцы!Смотрите ребята! По дороге я собрала опавшие листья. Какие они?

Дети:-Желтые (визуал),- хрустящие(аудиал),- сухие (кинестетик)

Анжела:-А какое время года после осени?

Дети:-Зима.

Анжела:-После осени зима! А какие признаки зимы вы знаете?

Дети:- падает снег (визуал),   -холодно (холодно),  -метель (кинестетик),  -Новый год.

Анжела:-Молодцы ребята! А какие песни про Новый год вы знаете? Дети:-Я знаю про елку.-И я.-И я.

Анжела:- А давайте споем по одному.

1.Аудиал-версия:

«В лесу мы слышим песенку – то елочка поет.

Зимой и летом, громкая, со скрипом ель растет.

Метель ей пела песенку: “Спи, елочка, бай-бай”,

мороз играл на дудочке: “Ты, слышь, не замерзай!”

Вокруг нее веселую мы песенку поем.

Звенит она игрушками – так шумно мы живем!»

2.Визуал-версия:

«В лесу я вижу елочку. Смотрю – она стоит.

Гляжу и вижу: стройная, зеленая, бле-стит.

Метель глядит на елочку, очерченную ясно.

Мороз увидел елочку: “На вид она прекрасна!”

В  широкой перспективе обрисовалась ель.

Мелькнула тень лесничего – остался серый пень.

И вот она, нарядная, блистает на балу.

А де- ти в ярких шапочках играют на снегу». 

3.Кинестетик-версия:

«В лесу я чую елочку. Рас- тет на ощупь ель.

Зимой и летом чувствую, что есть у елки цель.

Метель, погладив елочку, укутала снежком.

Мороз об елку стукнулся – умчался кувырком.

Тяжелою походкою про- шел в лесу лесник.

Взмахнул лесник топори- ком – и лес в мгновенье сник.

И вот она, пушистая, на праздник к нам пришла

и массу теплой радости детишкам принесла»

. 4.Дискрет-версия:

«В лесу возникла елочка. В центральной полосе.

Функционально строй- ную, ее ценили все.

Порывы ветра снежного вводили елку в транс. Температуры низкие случаются у нас. Прохожий озадаченный слу- чайно проходил

– мужчина нашу елочку но- жовкою спилил.

Теперь она на празднике ра-ботает в ДК.

И стала популярною нам темой для стиха!»

Анжела:Коллеги, как вы думаете кто из них аудиал, визуал, кинестетик, дискрет?

Ответы психологов.

Анжела:Таиса у нас аудиал, она получает основную информацию через слух.А Хадижат относится к визуалам, она воспринимает Большую часть информации с помощью зрения.Лиана кинестетик, получает информацию  через ощущения и с помощью движений. У дискретов восприятие информации происходит через логическое осмысление.

4.Определить вам ваш тип восприятия поможет педагог-психолог детского сада №1  «Ручеек»  Измаилова Эльза.С.

Рефлексия. Закрепление пройденного материала. 

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вам определить тип восприятия информации, найти решения предложенных ситуаций и пройти тестирование на выявление ведущего канала восприятия.Для того чтобы потренироваться в определении невербальных ключей доступа, я задам вам несколько вопросов, обращенных в прошлое. Ваша задача – понаблюдать за глазами, отметив про себя направление их движения.

Какой вкус и запах у кофе?    

Когда последний раз вы были  на природе?

Какого цвета дверь в вашей квартире?

Что такое репрезентативная система?

Я предлагаю Вам пройти тестирование.Тест на выявление ведущего канала восприятия информации

Инструкция.Перед вами высказывания. Они не закончены. Под каждым из них имеется четыре окончания, которые больше всего вам подходит. Буквенные обозначения:       

      А-аудиал, В- визуал, К- кинестетик, Д-дискрет.

 1.Вы принимаете важные решения, опираясь на….-то, что лучше звучит (А);-то, что лучше выглядит и более красиво (В);-чувства и интуицию (К);-точное и педантичное изучение всех обстоятельств и перспектив (Д).

 2.Во время конфликта с человеком на вас сильнее всего влияет….-тон и интонация голоса (А);-могу я или нет ясно видеть точку зрения другого человека (В);-делится ли он со своим переживаниями (К);-логика его аргументации (Д).   

3.Вы проще всего понимаете, что происходит свами, когда…-прислушиваетесь к тону своего голоса (А);-смотрите на себя внимательно в зеркало и решаете, что надеть (В);-ловите свои ощущения (К);-выражаете это словами (Д). 

4.Для вас самое простое….-подобрать идеальные громкость и звучание на стереосистеме (А);-подобрать идеальное сочетание цветов (В);-выбрать чрезвычайно удобную мебель (К);-работать с текстом, выбирая наиболее удачные места, относящиеся к изучаемому предмету (Д). 

5.Вы….-настраиваетесь на звуки в своем окружении (А);-всегда обращаете внимание на цвет помещения, в котором оказываетесь (В);-очень чувствительны к тому, как ткань, из которой сшита ваша одежда, воздействует на вашу кожу (К);-хорошо умеете осмысливать новые факты и данные (Д). 

6.Лучше всего вы запоминаете….-мелодии и звуки (А);-лица, цвета, картины (В);-ароматы и вкус (К);-логическое построение (Д). Интерпретация результатов. Большее количество выбранных букв говорит о ведущей системе восприятия. Если выбранные буквы по всем вопросам приблизительно равны, вы умело переключаетесь с одной системы на другую, гармонично сочетаете их и в результате извлекаете максимальный объем нужной информации, что позволяет вам более верно строить поведение в общении и понимать других.

 Ситуации для практической деятельности.Я зачитаю ситуации, после чего вы предложите свои решения

Ситуация1.В детском саду воспитатель проводит занятие по подготовке к школьному обучению, очень образно рассказывает и при этом показывает красочные картинки. Часть детей начинают отвлекаться, вертеться, мешать. Предположите, какие дети начинают отвлекаться? Решение. Это те самые кинестетики, составляющие большую часть дошкольной аудитории, которым, чтобы что-нибудь запомнить, необходимо сначала эмоционально настроиться, прочувствовать новую информац

Ситуация 2. Мама обратилась к психологу по поводу сына 4 лет. Он очень подвижен, не боится куда-то залезть. То, что строят другие дети, разрушает. Когда ему делают замечания. могут начаться истерики. В чем причина?Решение. Возможно, ребенок относится к кинестическому типу, для которого такое поведение свойственно. Такие дети подолгу молчат, действия предпочитают словам. Им нравятся объятия, борьба, прикосновения. Они любят прогулки, т.к. там больше возможностей для двигательной активности.

Ситуация3.Воспитатель младшей группы детского сада обратился за советом: «Один из воспитанников в моей группе не хотел заниматься ни с пирамидками, ни с матрешками. К какому типу репрезентативной системы относится ребенок? Какие могут быть причины и как научить его правильно действовать с этими и другими подобными игрушками?»Решение. Одной из причин может быть та, что ребенок относиться к аудиальному типу.Обычно эти дети не очень подвижны. Мелкая и крупная моторика развиты плохо. Игрушки подобного типа не вызывают у них интереса.  Для детей аудиального типа игрушки должны быть звучащие. А для развития крупной и мелкой моторики нужны специальная работа. Сначала детей надо учить подбирать предметы по форме, потом по величине и затем по цвету.Ситуация 4.Мише 4 года. У него хорошо развита координация  глаз и рук, он любит играть наборами разных мелких предметов, разборными игрушками типа пазлов, может долго заниматься сам с собой. Какому типу репрезентативной системы относится восприятие Миши? Решение. Скорее всего, у Миши визуальный тип восприятия. Такие дети не требуют особого внимания, Могутсами себя занять. Они предпочитают рисование, книги с яркими картинками, одиночные игры. В заключение:Любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самое разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие  органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее будет образовательный процесс.      

Заключение:Любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он поможет быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее будет образовательный процесс.

5.Педагог-психолог детского сада №2 «Серло» Мовсарова Лиана.Тренинг для педагогов «Хорошее настроение» для поднятия вашего настроения.